Последние новости ::: Комьюнити ::: Обратная связь

Ваш билет на борт «Серенити» — Гехван Гехванидзинжадзе

Фильм — Приключение с большой буквы. Первая приличная космическая фантастика со времен «Космических дальнобойщиков» Стюарта Гордона. «Серенити», детище знатока фантастики в литературе и кино Джосса Уэдона, не столько вместилище идей «Звездных войн», «Стар трэка», «Хроник Риддика», сколько их противоположность. Здесь нет мистических мотивов саги Джорджа Лукаса, как нет и упрощенности мироздания приключений Риддика. Герои «Серенити» — не картонные ходульки из «Звездного трэка». Пусть им не хватает харизмы Вина Дизеля, однако сценарий дает немало шансов запомниться и полюбиться (sic!) зрителю.

Заметно, что Уэдон — автор сценария к другой отличной космической картине «Воскрешение чужого». Персонажи обоих фильмов имеют много общего: скажем, у здоровяка Рона Перлмана из четвертой серии про чужаков есть брат близнец на борту «Серенити» в исполнении Адама Болдуина, а героиню Вайноночки Райдер легко перепутать с мотористом «Серенити» (Джевел Страйт).

Эпизоды космических сражений — прямая отсылка к «Звездному десанту» Верховена (сражения в «Звездных войнах» — фигня по сравнению с хаосом в звездном флоте Земной Федерации Верховена при атаке арахнидов около планеты Колеида).

Омерзительные Пожиратели Уэдона смахивают на кровожадных «Призраков Марса» Джона Карпентера. А суперменша Ривер — это новый победитель зомби в миниюбке (Милка Йовович, наверняка, узнала себя из «Обители зла» в героине Саммер Гло).

Дезорганизованный порядок (структурированный хаос) Пожирателей вызывает из памяти не только абсурдистскую цивилизацию призраков-зомби-воинов Карпентера — те тоже ведут себя неадекватно человеческой психике, но, между тем, применяют в поединках всякие там звездочки, дротики, бумеранги и прочий боевой скарб из арсенала самураев и австралийских аборигенов.

Но если копнуть поглубже, можно вспомнить и арахнидов из «Звездной пехоты»: не из фильма Пола Верховена, а из текста литературного первоисточника — романа Роберта А. Хайнлайна «Starship Troopers». Так, в кино в битве при планете Клендату у арахнидов космического флота не было, а в книге как раз наоборот. И у американского Грандмастера жанра фантастики получались еще те «звездные войны»!

Впрочем, у другого гения американской фантастики Филиппа Дика есть пара романов на тему невозможных цивилизаций. Скажем, «Кланы альфанской луны» рассказывают о крушении космического корабля на одной из затерянных планет земного типа. А корабль не простой, а натуральный психдом, то бишь все в наличии — шизики, параноики, хроники и пр. Спустя несколько столетий на этой планете бурно взаимодействуют государства, а гражданство человека определяют по его психическому заболеванию. Соответственно фунциклируют страна шизофреников, страна маниакальных параноиков и т. д. Очень любопытно и, конечно, нетривиально — впрочем, как все творчество великого сумасшедшего Филиппа К. Дика.

В общем, цитата на цитате, однако вопреки всему режиссеру и сценаристу Джоссу Уэдону удалось сделать картину, которая еще до премьеры стала культовой. И все авансы, отвешенные фильму критиками, до последнего кадра оправданы!

Ну а я, все же, обнаружил несколько ошибок в мизансценах, когда действие разворачивается на планете Миранда. Но это не портит общее впечатление.

Согласен с тезисом некоторых хулителей фильма об отсутствии должного кинематографического опыта у телевизионных дел мастера Д. Уэдона. Действительно, в сцене финального боя есть ненужные длинноты (сентиментальные миазмы мотористки и брата Ривер, ненужные диалоги и пр.). Впрочем, наивный косяк содержится и в дефиниции Самой Страшной Тайны Альянса (не буду спойлерничать, но скажу, что его ноги растут из таких нф сериалов, как «Сумеречная зона», да и «Звездный путь» пролег рядом).

Конструкция у «Серенити» вполне независима от породившего его сериала FireFly. Т. е. фильм смотрится и понимается без привлечения мифологии «Светлячка». Тем более — а кто его видел-то, а? Я вот еще нет. Скорее, это «Звездные войны» и «Звездный трэк» (в десятичастной киноэпостаси последнего — что называется the movie) воспринимаются как очередные эпизоды ТВ сериала.

По поводу тв-сериалов, повлиявших, отчасти, на фабулу «Серенити»: по типу «Сумеречной зоны» выстроен другой популярный сериал — уже современный нам — «За гранью возможного», который демонстрировал НТВ по ночам. Каждый эпизод таких сериалов — вполне законченный фильм. Каждая серия — новая история. Сквозных героев нет. В основе лежит оригинальный сценарий или рассказ на популярные нф темы: первый контакт, путешествия во времени и т. п. Собственно такие сериалы — энциклопедия нф идей и тем, полигон, на котором отрабатываются все придумки современных представителей когорты авторов, пишущих SF.

Иные зрители стали кричать о возрождении космической кинофантастики. Но помилуйте, она и не умирала! Просто это направление в НФ не ограничивается одними лишь «Звездными войнами», «Стартрэками» и «Вавилоном-5».

Все претензии предыдущих комментаторов за редким исключением умозрительны, субъективны и претенциозны. Причем обвинения, которыми сыпят рецензенты в адрес «Серенити» (пафосные диалоги, патетическая музыка, идеи и императивы из Б-кино и прочая), больше применимы к тем же восхваляемым «Звездным войнам» и «Хроникам Риддика», чем к нашему нежно любимому фильму.

Гехван Гехванидзинжадзе.

 

Здесь была реклама от Google Adsense, приносящая деньги на оплату хостинга, и безжалостно вырезанная жестоким браузером... =(


На предыдущую страницу      В начало страницы



© www.mserenity.ru, 2008-2019. Обратная связь. Перевод и поддержка.