Последние новости ::: Комьюнити ::: Обратная связь

Зверь, Драчун и Балерина...

Ваш покорный слуга представляет вам статью Джейсона Коуча: «Зверь, Драчун и Балерина: Боевые стили и эволюция персонажей в "Файрфлай" и "Серенити"».

Франчайз «Файрфлай/Серенити» завоевал огромную армию поклонников благодаря своим хорошо-развитым персонажам. И одной из граней развития персонажа в сериале является то, каким образом стиль рукопашного боя персонажа отражают черты его или ее характера и, в некоторых случаях, эволюцию, переживаемую этим персонажем. Из девяти героев сериала и кинофильма трое проводят в рукопашных боях достаточно времени, чтобы можно было сделать краткий анализ. Это Джейн, Мэл и Ривер, названные здесь соотвественно — Зверь, Драчун и Балерина.

Предупреждение о спойлере: Ниже будет затронута весомая доля фабулы фильма «Миссия Серенити», поэтому, если Вы не смотрели его, но планируете, имейте ввиду — я Вас предупредил.

Для справки: Джейсон Коуч, адвокат, проживает в Мэриленде, США, с 1995 года практикует различные стили рукопашного боя, в основном различные виды кикбоксинга, борьбы и боя на шестах. Ранее написал несколько статей для EJMAS (Электронный Журнал Боевых Искусств). Фанат сериала «Файрфлай».

Итак...

Альянс

Явные признаки организованных боевых искусств, представленных во Вселенной, можно найти в персонажах, предположительно изучавших эти искусства в Альянсе. Для изучения боевых искусств необходима жесткая дисциплина, и это подчеркивает существующую социальную дихотомию между строгим Альянсом и диким, неотесанным фронтиром. К примеру, два персонажа в сериале «Файрфлай», предположительно ассоциируемые с Альянсом, выказывают явные признаки тренированного военного.

Пастырь Бук, странствующий священник, чье мистическое прошлое предполагает службу на Альянс, демонстрирует эффективное обезоруживание, включающее удар открытой рукой по горлу шпиона в пилотном эпизоде сериала. Технически безукоризненное исполнение удара намекает о том, что это скорее отработанный прием, чем ситуативная импровизация. Также, Джубал Эрли, охотник за головами, показывает узнаваемую технику из смеси плавных и резких движений в эпизоде «Объекты в пространстве».

Тем не менее, ярчайшее свидетельство формальных боевых искусств продемонстрировано в боевом стиле Оперативника в «Миссии Серенити».

Стиль Оперативника, агента Альянса, преследующего беглую Ривер Тэм, демонстрирует экономию движений во всем, начиная с его походки, и заканчивая его стилем ведения боя. В схватке он полагается больше на точность, чем на силу, нанося удары в уязвимые точки прямой кистью руки (так называемая техника Spearhand удара). Своей плотной осанкой, мечом, дзен-буддистским спокойствием и речью о ритуальном харакири, Оперативник создает впечатление эдакого нео-самурая. Однако его боевой стиль при этом явно не тяготеет к японским боевым искусствам.

Но в любом случае, боевая хореография Оперативника зеркально отражает эволюцию его персонажа на всем протяжении кинофильма. «Миссия Серенити» начинается сценой экзекуции доктора, допустившего побег Ривер Тэм с охраняемого обьекта. Оперативник сначала парализует его ударом в нервное окончание на спине, затем, словно заправский лесоруб, маркирующий место, куда должно упасть дерево, он ставит свой меч так, чтобы на него упал доктор. По мере развития сюжета, ориентально-философское спокойствие Оперативника постепенно тает, по мере того как его попытки поймать Ривер Тэм постоянно срываются Малкольмом Рейнольдсом. Во время их первого контакта с Мэлом, Оперативник — это потрясающий профессиональный ассассин, бьющий куда пожелает точными, нацеленными ударами. Однако уже в финальной сцене в конце фильма боевой стиль Оперативника становится намного менее аккуратным, его физическая техника отображает общую ментальную фрустрацию, происходящую в нем, и выразившуюся в большом количестве таких телодвижений, как швыряние Мэла туда-сюда, в отличие от прицельных ударов по болевым точкам в самом начале.

Независимые

Зверь

Самый четко прорисованный персонаж франчайза это Джейн Кобб. Он являет собой, говоря прямо, похотливое грубое животное, зверя, как физически, так и социально адаптированного к дикой природе миров фронтира. Профессиональное участие Джейна заключается в основном в исполнении роли головореза или снайпера: когда не требуется визуально напомнить присутствующим о том, что у Мэла имеется недурственная физическая поддержка, или запугать кого-нибудь пытками при помощи большущего ножа, Джейн обычно ждет команды на вынос целей с расстояния. Несмотря на то, что он показывает профессиональную компетентность, например когда он приносит свой любимый автомат (по имени Вера), чтобы спасти корабль и экипаж в эпизоде «Наша Миссис Рейнольдс», главная деятельность, в которой он проявляет свою наибольшую компетентность и которая значительно усиливает его роль, это игра его нанятых мышц. Таким же образом обстоят дела с его интересами вне основной работы, которые ограничиваются низменными инстинктами. Основная же деятельность Джейна выглядит как таскание тяжестей и черновая работа с перерывами на прием пищи, сон и мастурбацию.

Боевой стиль Джейна зеркально отражает его прямолинейную и грубую натуру. В «Миссии Серенити» в драке в баре, когда один неизвестный пытается нанести свинг Джейну, тот, отмахиваясь словно от букашки, раздраженно блокирует его удар, а затем со всего маху, будто молотом по наковальне, бьет кулаком по его черепушке. Инстинктивный выбор данной энергозатратной техники говорит о том, что боевой стиль Джейна основывается больше на грубой силе, чем тщательной тренировке, ибо нацеленный удар потребовал бы меньших затрат сил при одинаковом результате. В «Ограблении поезда» Джейн вновь отвергает какую-либо технику, выбрав в качестве подручного средства большой металлический стул, размахивая которым он, словно метлой, расчищает себе путь к выходу из салуна. Прямолинейно, эффективно и очень свойственно его натуре.

Тем не менее, Джейн вовсе не выглядит полностью одномерным персонажем, он хитер и лукав, обладает особым чувством юмора, и... нежно любит свою матушку. Все это снискало к нему любовь многих зрителей. Когда он описывает то, как бы он убивал «в честном бою...ну если он честен в его понимании», этот его взгляд и легкая ухмылка перевешивают все остальные неприятные его выходки. Эта его эксцентричность проявилась и в сцене ограбления в «Миссии «Серенити». Когда охранник вмешался, Джейн выставил на его пути бельевую веревку, и когда охранник перевернулся в воздухе, сбитый с ног веревкой, Джейн схватил сверху его за лодыжки и макнул его головой в пол. Все движения Джейна были исключительно энергичны и мощны, от бельевой веревки до макания охранника головой в пол, жаль только уморительность сцены практически нивелировалась самой абсурдностью отрицания законов гравитации.

Законы криминального мира, корабельные правила, и социальные нормы неприменимы к Джейну. Он презирает честный бой, он предан лишь тем, кто хорошо платит, его карьера — сплошь преступления, и он постоянно предает тех, с кем в данный момент сотрудничает. И тем ироничнее, что Джейн всегда первым кричит «Нечестно!», когда кто-либо перестает следовать тому, что выгодно Джейну. В той же барной драке в «Ограблении поезда», когда оппонент достает пистолет в кулачном бою, именно Джейн произносит: «Это не кашерно!» В тоже время в обратной ситуации, сомнительно, чтобы Джейн стал придерживаться каких-то правил.

Примечательно, когда Джейн в конце концов падает в честном бою — когда Ривер Тэм была схвачена им сзади. Ривер в ответ сжала в кулак гениталии Джейна, чем остановила Джейна достаточно надолго, чтобы затем нанести удар локтем назад, с последующим ударом подносом по телу и в лицо. Хотя можно было применить массу других вариантов в той схватке, примечательно, что поражение Джейна пришло через атаку на его мозговой центр — его гениталии.

Драчун

Малькольм Рейнольдс (Мэл) — бескомпромиссный капитан «Серенити», и, как и сам корабль, играет роль центра, вокруг которого вращаются остальные персонажи. Мэл — это Хан Соло-подобная смесь ковбоя и морского капитана, стреляющего от бедра, и ожидающего, а скорее даже требующего беспрекословного подчинения от тех, кто с ним. Он следует определенному кодексу, довольно простому: когда он заключает сделку, он выполняет свою часть до конца и ожидает того же от других. Выглядит, конечно, благородно, вот только во Вселенной «Фарйфлая» другие, похоже, считают, что сделка хороша лишь настолько, насколько можно физически подкрепить выполнение ее условий. И лишь опытность Мэла, вкупе с толикой хитрости и скромной помощью его друзей, позволяет ему с грехом пополам вести свой бизнес.

Стиль ведения боя Мэла так же откровенен, как и вся философия его видения бизнеса. Когда Мэл дерется, он в бьет наотмашь открытым замахом. Формально это всем знакомый мощный удар правой аля Джон Уэйн, для разнообразия иногда подкрепляемый мощным ударом слева. Успех такой техники, как и сам бизнес Мэла, неоднозначен, и удары его приносят пользу в основном тогда, когда он применяет их в менее прямолинейной манере, и особенно когда он использует запрещенные приемы.

Когда же Мэл встречается с опытным противником, как например в первом физическом противостоянии с Оперативником, он со своими ударами от плеча проигрывает абсолютно. На деле, он избегает поражения исключительно благодаря помощи Инары и той толике хитрости, что я упоминал ранее. Тем не менее, Мэл не новичок, он выказывает знание правил ведения боя, но это знание скорее приоретенное благодаря опыту, нежели за счет формальных тренировок. Например, краткий успех в его первом поединке с Оперативником достигнут лишь за счет применения почти всего арсенала его навыков, за счет использования коленей, локтей, блоков, захватов, борьбы, и импровизированного использования всех подручных предметов, попавших под руку. Эта техника явно некомфортна и второстепенна для Мэла, которому, как он сам признался, нравится бить наотмашь кулаком, даже зная, что удар ребром ладони может быть более чувствительным. Помните? После драки в баре в «Ограблении поезда», Мэл сказал, мол, «Говорили же тебе, никогда не бей человека закрытым кулаком, но иногда это так здорово!» К сожалению, его любимая кулачная техника проявила себя не лучшим образом и во время второго поединка с Оперативником.

В финале «Миссии Серенити» Мэл понимает, что флот Альянса ждет его, устроив засаду, и перед тем, как привести в действие свой план, он бормочет под нос «Этого они не ждут!». Схожие слова можно использовать при описании его конечной победы над Оперативником во второй схватке. Тренированный боец, Оперативник, легко уходит от читаемых круговых ударов Мэла, и швыряет Мэла на пол, на ограждение, на любую доступную поверхность. В кульминационный момент поединка, Оперативник наносит удар прямой кистью в нижнюю часть спины. Это удар в нервное окончание, которое вызывает паралич мышц в положении стоя (хорошо для всех, кроме Мэла, которому удалили этот нервный узел после ранения на войне). Мэл несомненно знаком с этим ударом и его возможными последствиями, ибо он притворился парализованным до следующей атаки Оперативника, посчитавшего того беспомощным. Затем Мэл уклоняется, нанеся удар локтем по горлу Оперативника, затем заламывает руки Оперативника обратным двойным нельсоном, в рестлинге именуемым «серферной доской», когда плечи соперника выводят из строя выкручивая руки за спину назад. Уловка Мэла в этом поединке отразила его уловку, использованную им для преодоления флота Альянса. Эта способность обхитрить, ставшая возможной в данном конкретном случае исключительно благодаря его опыту знакомства с ударами по нервным окончаниям, часто является решающим фактором маленьких побед Мэла в его приключениях во Вселенной.

Балерина

Хотя боевой стиль Оперативника дает объяснение того, как его характер меняется по мере продвижения сюжета «Миссии Серенити», самым наглядным примером эволюции персонажа, показанной через призму его боевой хореографии, является пример Ривер Тэм. Саммер Глау, сыгравшая Ривер, в прошлом была профессиональной тацовщицей, перед съемками кинофильма прошла предварительные тренинги с женщиной-постановщиком трюков из Гонконга Минг Лю, затем три месяца готовилась к съемкам под присмотром каскадеров-координаторов трюковых сцен Чадом Стахельски и Хиро Кода. Все трое ранее также работали над «Баффи» Джосса Уидона.

История Ривер, известная зрителям по «Файрфлаю», затем пересмотренная и чуть видоизмененная в «Миссии Серенити», говорит нам о том, что организация ассоциируемая с Альянсом держала Ривер против ее воли и делала эксперименты над ее мозгом. Доктор проводивший эксперименты, отмечал что Ривер необычайно грациозна, что по словам брата Ривер было связано с ее любовью к танцам. Одним из результатов экспериментов было программирование Ривер в качестве «живого орудия, предназначенного для боя». Другим было то, что Ривер испытывала постоянные ментальные проблемы вслествие экспериментов. Первая сцена боя Ривер начинается с события в баре, спутившего спусковой крючок ментального состояния Ривер. Поначалу ставки невысоки, так как никто не нападает на Ривер, а она сама начинает ничем не спровоцированную атаку на посетителей бара. Практически люминисцентное световое сопровождение этой сцены отражает тот распад сознания, что происходит в голове Ривер сразу после того как сработал спусковой механизм.

Если отложить в сторону определенный скепсис в отношении всех этих круговых ударов наотмашь в головы многочисленных оппонентов как разумного выбора техники ведения боя, можно согласиться с тем, что сцена отлично продемонстрировала атлетичную, акробатическую и эффективную составляющую формирующегося боевого состояния Ривер.

По мере продвижения сцены техника Ривер становится все более и более смертоносной, и на смену дальним круговым ударам приходят контактные удары с близкого расстояния локтями, удары по горлу, работа с ножом и пистолетом. За исключением круговых ударов, вся эта сцена отлично демонстрирует насколько глубоко разум Ривер находится в состоянии фрустрации, когда нормальная на вид, если не сказать застенчивая, девушка-подросток вдруг превращается в настоящую машину смерти.

Следующая боевая сцена с Ривер происходит после событий, которые по всей видимости, вылечили ее ментальное расстройство. И в отличие от первой, это схватка, в которую она вступает добровольно. Ставки на этот раз весьма высоки, так как она участвует в схватке с гиперагрессивными Пожирателями. Пожиратели сражаются в характерной для них менере. Их цель — рвать и кромсать, их основное оружие на дистанции — разного рода гарпуны, а вблизи — зубы и руки. И как контраст — Ривер, демонстрирующая вихреподобный, навеянный техникой у-шу, балет смертельного разрушения. В то время как первая схватка Ривер была сухой и атлетичной, здесь же грация ее телодвижений явно демонстрирует то, что она прямо на ходу комбинирует навыки, запрограммированные тренировками в Альянсе, с ее духовной основой танцовщицы, по сути создавая свой собственный стиль, который равно и красив и смертелен одновременно. Интеграция ее фундаментальной основы и программированного боя отражает эффект выздоровления, происходящего в голове Ривер, и который позволяет ей уже добровольно прибегать к своим навыкам, в отличие от включения по программе, контролировавшей ее до этого.

Уидон, создавая «Файрфлай» и «Миссию Серенити», создавая своих героев, сюжет и диалоги, уделил тщательное внимание мельчайшим деталям. И все выглядит так, как будто некоторое внимание было уделено также и боевой хореографии чтобы поддержать эффект эволюции персонажей как в «Файрфдае» так и в «Миссии Серенити». Начиная с прямолинейных ударов Джейна по черепным коробкам, заканчивая аля «может-это-сработает-на-это-раз» ударами наотмашь Мэла, черты характеров персонажей нашли отражение в стиле их ведения боя. Так же, как растущая фрустрация Оперативника и ментальное выздоровление Ривер, так же были отражены в разнице их ранних и поздних боевых сцен.

 

P.S.: Мои мысли:

1. Единственный момент, который меня сильно смутил при первом просмотре «Миссии «Серенити», это катана Оперативника, пронзающая насквозь Мэла в области живота. Мне показалось, что это ранение — явно несовместимое с жизнью. Последовали распросы с пристрастием некоторых знакомых врачей-хирургов и операционных медсестер, особенно военных, и меня убедили, что если не задеты, печень и селезенка, то шансы выжить есть и немаленькие. Мол, и не такие ранения видали. Тем более, если учесть общий уровень «тамошней» медицины и то, что под боком у нас едва ли не самый блестящий хирург «всея галактики».

2. Почему Оперативник проиграл?... Вы видели лицо Мэла после схватки? Особенно кровавую кайму вокруг зрачка глаза. Каждый раз когда смотрю, содрогаюсь. Чтобы выдержать такие удары и морально не сломаться, надо иметь невиданную силу духа. По всей видимости Оперативник до этого не встречал таких противников.
В течение тех нескольких коротких минут, что длилась схватка, Оперативник вдруг понял, точнее, у него вдруг возникло подозрение, что его противник может быть прав, а он, соотвественно, ошибается. Ведь он не машина в прямом смысле этого слова. Его тоже воспитали на определенных устоях и идеологии, которые как ему внушали, незыблемы. А оказалось: не так Такое бывает. Поэтому, все остальное он уже делал по инерции и потерял нужную концентрацию. Что ведет нас к...

3. Как Мэлу удалось выиграть?... Джейсон Коуч верно подметил особенность боевого стиля Мэла: опыт. Именно житейский опыт Мэла спас его шкуру в очередной раз. Причем опыт, применяемый едва ли не на ходу. Где мы до этого видели точечные удары Мэла по болевым точкам? Да нигде! Это же не в его стиле! И этот прямой удар локтем в адамово яблоко он нанес, я уверен, впервые в своей карьере, переняв его у Оперативника. Вообще удар в кадык весьма опасен даже в исполнении его рукой. Сильный удар может привести к перелому щитовидного хряща, разрыву дыхательного горла и, как следствие, смерти. Здесь же удар нанесен локтем, да еще прибавим к этому кинетическую энергию идущих навстречу друг другу мощных тел оппонентов (чай не сосунки, что Мэл, что Оперативник). Оперативник должен был остаться там навсегда. Но на то он и профессионал, что видимо в последние доли секунды каким-то невероятным усилием смог и успел сменить траекторию движения своего тела, и удар Мэла не сломал его адамово яблоко. Но сильную травму, жуткую, парализующую боль, и возможно, кратковременную потерю сознания он точно получил. И мы видим это на экране.

 

Источник.

Перевод и комментарии к тексту — Barmalei.

 

Здесь была реклама от Google Adsense, приносящая деньги на оплату хостинга, и безжалостно вырезанная жестоким браузером... =(


На предыдущую страницу      В начало страницы



© www.mserenity.ru, 2008-2018. Обратная связь. Перевод и поддержка.